Раскрой доски
Практически любую работу можно выполнить двумя основными способами: не уделяя особого внимания точности на этапе изготовления составных элементов (их потом подгоняют при сборке) или же, наоборот, делая высокоточные детали и из них просто складывая изделие. Первый способ даёт возможность сэкономить на дорогостоящих инструментах и оснастке (то есть — на подготовке производства), зато второй ощутимо снижает трудозатраты и позволяет получить в итоге конечный продукт очень высокого качества.
Хочу сразу заметить, что в большей степени являюсь поклонником именно второго способа. Поэтому любую предстоящую работу оцениваю в таком аспекте: все ли необходимые инструменты у меня есть для её надлежащего выполнения?
И хотя в моём арсенале домашнего мастера чего только нет решать задачу точного раскроя заготовок для массивных щитов толщиной 41 мм с помощью видавшей виды дисковой пилы не рискнул — и время потеряешь, и пиломатериалы запорешь. А желание было сделать всё с первого раза, без наработки опыта методом проб и ошибок. Так что новая дисковая пила BOSCH GKT 55 GCE вовремя пришлась ко двору. В ней подкупало многое: тонкий пильный диск (1,8/1,3 мм) при диаметре всего 165 мм обеспечивает глубину пропила до 57 мм, а удобные и функциональные механизмы настройки позволяют с высокой степенью точности позиционировать его на нужные угол наклона и глубину пропила; благодаря функции плавного пуска при номинальной потребляемой мощности 1400 Вт инструмент можно подключать к обычной сетевой розетке: обороты пильного диска регулируются в пределах 3600-6250 мин-1. И ещё мне показалось, что работать с погружной пилой, у которой вращающийся пильный диск при включении и завершении прохода полностью закрыт защитным кожухом, намного безопаснее, чем с дисковой пилой традиционной конструкции.
Конечно, чтобы использовать возможности инструмента на всю катушку, к нему нужно иметь и штатные направляющие шины. Лучше — комплект шин (пару штук — длиной по 1600 мм и довесок — длиной 800 мм), а также — два соединительных элемента и две специальные струбцины для крепления шин на раскраиваемых заготовках. Да и параллельный боковой упор не помешает — в комплект пилы он не входит.
Дисковая пила, направляющая шина и две специальные струбцины — этого достаточно, чтобы добиться достойного результата.
Если рез — черновой, можно выполнить его и по разметке, то есть — без направляющей шины. Тоже получается неплохо…
.. .даже выпадающий сучок остался на своём месте.
На самом деле видимые следы от хорошего пильного диска на срезе пальцы не ощущают, а сколов на рёбрах нет вообще.
Когда закрома мастерской пополнились всем необходимым, опробовал инструмент в деле. При раскрое отобранной сосновой пятидесятки, имеющей разбросы по толщине в пределах 50-55 мм, на двухметровые заготовки сразу оценил качество поперечного распила: на всех нестроганых лохматых досках по периметру резаных торцов — ни одного скола. Понял, что проект имеет все шансы на успех.
Тщательно обработав (правда, на глаз) электрорубанком, а потом — ленточной шлифовальной машинкой по одной из пластей у каждой заготовки, приступил к формированию их продольных кромок.
Закрепив на заготовке направляющую, собранную из двух шин, особо не налегая на пилу, прошёл сначала одну кромку, а затем, переустановив направляющую по разметке, обработал другую. Измерения линейкой в трёх местах не позволили выявить непараллельность обработанных кромок. А угольник подтвердил, что углы между пластью и кромками — прямые. Оставалось прострогать тыльную пласть, чтобы толщина доски всюду была одинаковой.
Когда же аналогично были подготовлены несколько таких досок, сложил их на верстаке в щит и с удовлетворением отметил, что на стыках нет щелей. А это означало, что детали не нужно будет кропотливо подгонять друг к другу при сплачивании, и готовый щит можно сразу опилить в окончательные размеры.
Хороший инструмент и для других дел пригодится! Я уже знаю, что нарежу прокладок толщиной от 2 до 10 мм с шагом 1 мм (это возможно), чтобы точно выставить рейки обрешётки под обшивку парной. И четверти в заготовках для дверной рамы выберу… Да мало ли что ещё!
Соединить две направляющие с помощью специальной пластины — секундное дело, нужно только повернуть четыре встроенных в неё кулачка отвёрткой. И разобрать не сложнее.
Направляющая шина (или линейка из соединённых шин) должна выступать за габариты обрабатываемой детали хотя бы на половину длины подошвы дисковой пилы, чтобы рез получился ровным от начала и до самого конца. Работать с перестановкой короткой шины я пока не рискнул.
Основание угольника плотно прислонилось к пласти, а его линейка без зазора легла на обработанную кромку — угол прямой.
Отфугованные после электрорубанка кромки досок всё-таки не сошлись, как хотелось…
… а после прохода дисковой пилой — совсем другое дело.
Источник: вырезка из журнала.
Комментариев пока нет
Перейти к разговоруКомментариев пока нет!
Вы должны быть избранным, чтобы начать разговор.