Защита трехфазного двигателя

Тысячи электродвигателей выходят из строя из-за обрыва одной из фаз питающего напряжения. Часто ни предохранители, ни автоматы не спасают электродвигатель, и его нужно отправлять в перемотку.

Существует несколько промышленных устройств, предназначенных для защиты двигателей от перегрева в случае обрыва одной из фаз. Наиболее эффективным в этом плане видится блок защиты, предназначенный для отключения пускателя в аварийных режимах и удержания его в отключенном состоянии до осмотра нагрузки и устранения неисправности [1]. В нем регулируется порог срабатывания максимальной токовой защиты и порог срабатывания тепловой защиты в зависимости от мощности двигателя. Блок хорош, но сложен, дорог, дефицитен и на каждый двигатель их не напасешь. Существовало реле контроля фаз и отключающее двигатель при обрыве одной из них, но даже в те времена это реле бы по в дефиците.

Электромонтеры по своему разумению и возможностям самостоятельно изготавливали схемы защиты. В [2] показана одна из таких схем. В [3] входят описания.

— реле контроля фаз;
— тепловая защита электродвигателей;
— мостовая схема защиты;
— две простые схемы защиты;
— простой способ защиты.

Схема защиты трехфазного двигателя.

Рис: Схема защиты трехфазного двигателя.

В [4] также описаны схемы защиты. Работая электромонтером, автором статьи в 1967 году было сделано несколько подобных устройств. Одно из них (см. рис.) состояло из трех трансформаторов тока Т1-ТЗ, вторичные обмотки которых включены согласно-последовательно и напряжение с которых поступает на обмотку реле обрыва фазы К2 своим нормально-разомкнутым контактом, которое удерживает катушку магнитного пускателя К1 во включенном состоянии, когда присутствуют все три фазы При пропадании любой из них реле своим контактоу обесточивает катушку магнитного пускателя. При отсутствии любой из фаз запуск двигателя невозможен.

Вторичные обмотки трансформаторов тока намотаны на тороидальных сердечниках из трансформаторной стали. Торы имеют размеры: внешний диаметр 40 мм, внутренний — 20 мм, высота -15 мм. Обмотка содержит несколько сот витков провода ПЭВ-0,15. Первичная обмотка образуется несколькими витками фазных проводов в зависимости от мощности двигателя. Реле поляризованное РП-4 подключено ко вторичным обмоткам через диод /D1 Д7Ж. Параллельно обмотке реле подключен электрический конденсатор С1 емкость о 50 микрофарад. Все это устройство помещалось в пускатель третьей величины.

Литература
1 Пускатели тиристорные серии ПГ Паспорт ОДЖ 468 243.
2 Шепетько Ю. Защита трехфазного двигателя. — Радио. № 3, 1972. с 51
3. Сборник «В помощь радиолюбителю > выпуск 19 — М  ДОСААФ 1954, с 41-51
4 Зимин Е Защита ст работы на двух фазах — Энергия, Москва-Ленинград 1967, с 69


ПОДЕЛИТЬСЯ:

Комментариев пока нет

Перейти к разговору

Комментариев пока нет!

Вы должны быть избранным, чтобы начать разговор.

Ваши данные будут в безопасности!Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.