Рокарий

Термины и определения

Ещё 10-15 лет назад в литературе, посвящённой ландшафтной архитектуре, проводилось чёткое различие между терминами «рокарий» и «альпинарий». В настоящее же время всё чаще встречаешься с полным объединением этих понятий под общим названием «каменистые сады», что невольно приравнивает рокарий и альпинарий к «саду камней» японского стиля, совершенно отличному от них. Кроме того, применительно к небольшим садовым участкам в 6 соток эти элементы садового дизайна часто называли «горкой», внося ещё большую путаницу. Поэтому, для начала целесообразно определиться с терминологией.

Рокарий

Рокарий — декоративный сад с элементами из камней, сооружаемый на плоскости или на террасах. Альпинарий — каменистая горка или холм с растениями, характерными для альпийского и субальпийского пояса, со специально оборудованным дренажом. Главное тут — именно система интенсивного дренирования почвы, которая и отличает альпинарий от рокария. Почему?

Дело в том, что «альпийские растения», произрастающие в горных условиях, порой на очень бедных почвах, приспособились довольствоваться небольшим количеством воды и излишки влаги им не нужны. Для этих растений зачастую достаточно той влаги, которая собирается в расщелинах камней при выпадении росы. Уход за такими растениями требует от садовода особых знаний и много времени. Поэтому устройством и содержанием настоящих альпинариев занимаются лишь очень увлечённые люди.

Растения, высаживаемые в рокариях, как правило, не предъявляют особых требований к культуре содержания и не требуют от садовника каких-то специфических знаний, что делает рокарий всё более и более популярными.

Простейший рокарий соорудить несложно. Достаточно живописно уложить несколько камней (порой хватает даже одного большого валуна) и высадить между ними растения. Сложные рокарий сооружают в виде террас с подпорными стенками, с элементами альпинария, с водоёмами и каскадами.

Несомненно, вид рокария должен гармонировать с окружающим ландшафтом и с общей стилистикой дизайнерского решения садового участка. Поэтому до начала работ садовод должен чётко представлять, какие элементы будут входить в композицию, какие камни и растения будут использованы, каковы окончательные размеры рокария и сколько времени придётся уделять для его поддержания.

Рокарий-скала

Рокарий-скала сооружён у водопада бассейна, растения высажены в карманы.

Рокарий-скала

Композиция

Рокарий, как и большинство объектов ландшафтного дизайна, является объёмным произведением, объединяющим не только элементы живой и неживой природы (а в некоторых случаях и малые архитектурные формы, и освещение), но и собственно наблюдателя — человека, рассматривающего это произведение. Поэтому при составлении плана рокария обязательно следует учитывать, откуда (с какого расстояния и с какой высоты) его будут наблюдать. Нужно помнить и о том, что имеют значение не просто размеры рокария, ной его глубина, то есть протяжённость по линии взгляда, Именно глубина обуславливает перспективу и открывает большие возможности в построении композиции рокария.

В литературе можно встретить описания разных «типов» рокариев. Это так называемые «горные долины», «ручьи» «склоны», «овраги», «ущелья», «стенки», «гряды» и т.п. На самом же деле они являются вариациями всего лишь двух типов: плоскостного (равнинного) и объёмного или высотного (террасного, горного).

Как видно из названия, плоскостные композиции сооружают на плоскости. При этом наблюдатель будет смотреть на них сверху вниз. При сооружении такого рокария садовод может поэкспериментировать в сочетаниях цветовых пятен и форм, расположенных на плоскости.

При рассмотрении высотных рокариев наблюдатель вынужден поднимать глаза, останавливая взгляд на отдельных его частях, расположенных на разной высоте. Это даёт возможность садоводу «поиграть» с объёмами, светотенями, фактурами. Такой рокарий воспринимается уже не как клумба с камнями, а как элемент малой архитектуры.
Конечно же, тип рокария определяется прежде всего рельефом участка. «Холм», «скала», «гряда», «стенка» хорошо будут смотреться на склонах или террасах, но выложенные на ровной поверхности они будут диссонировать с окружающим ландшафтом и требовать дополнительного оправдания своего существования. В подобных случаях высотный рокарий «отодвигают» на периферию участка (чтобы создать большую перспективу) и сооружают на фоне стены или зелёной изгороди.

В последнее время в ландшафтном дизайне популярны террасы и подпорные стенки. Соорудить на плоском участке террасный рокарий поможет использование оптических эффектов, «обманывающих» наше зрение. Например, каменные стенки, которые являются обязательным элементом типичного террасного рокария, устанавливают не вертикально, а немного наклоняют внутрь — в сторону от наблюдателя. Грунт на таких «террасах» засыпают и планируют тоже наклонно — приподнимают в передней части и «сводят на нет» сзади. В результате образуются «ступени террас», поверхность которых не попадает в поле зрения наблюдателя, что и создает впечатление, что они имеют большую высоту.

Несомненно, при воссоздании на садовом участке уголка живой природы садовод стремится избежать излишней симметрии. Но глаз человека устроен так, что чрезмерная асимметрия воспринимается как отсутствие гармонии. Поэтому даже при оформлении участка в «природном стиле», при котором, казалось бы, всё должно быть посажено случайным образом и абы как, на самом деле необходимо чётко соблюдать соответствие размеров, форм и окраски всех элементов: зданий, ограждений, деревьев, кустов, полян (газонов), дорожек и т.п. Это же относится и к композиции рокария, которая также должна быть сбалансирована как по размерам, так и по окраске составляющих её элементов.

Для правильного композиционного решения рокария садоводу следует определить основной сектор его обзора или при круговом обзоре — основной акцентный пункт. Глаз человека всегда стремится выделить в наблюдаемом объекте ось симметрии и именно на этой оси следует расположить основной акцент композиции. Например, крупный валун, размещённый в центре, больше всего привлекает внимание и играет роль акцентной точки. При смещении его к одному из краёв композиции взгляд наблюдателя невольно будет смещаться в сторону этой точки и рокарий будет восприниматься однобоко. Для обеспечения равновесности и «перетягивания» взгляда к центру этот валун должен быть «сбалансирован» другим элементом — камнем, кустом, статуей и т.п., расположенным более-менее симметрично относительно центральной оси рокария.

Небольшой двухуровневый рокарий, сооружённый для декорирования лестницы

Небольшой двухуровневый рокарий, сооружённый для декорирования лестницы

Плоский рокарий с горными растениями

Плоский рокарий с горными растениями

Простейший двухуровневый рокарий с высаженными стелющимися хвойными и мелкими лиственными декоративными растениями

Простейший двухуровневый рокарий с высаженными стелющимися хвойными и мелкими лиственными декоративными растениями

То же можно сказать и о цветовых пятнах. Светлые и яркие каменные элементы, растения со светлой и пятнистой листвой, обильно цветущие растения кажутся более крупными, а растения с тёмно-зелёной листвой или тёмные и чёрные камни — меньше своих размеров. При сочетании контрастирующих светлых и тёмных окрасок создаётся впечатление различной удалённости близких элементов композиции, что можно использовать для визуального увеличения объекта.

При возможности обзора рокария лишь с одной стороны следует учесть фон композиции — будет ли это стена дома, забор, листва кустов или деревьев, газон. Если имеющийся «фон» — нежелателен, его закрывают зелёной изгородью, шпалерами или ширмами.
При одностороннем обзоре самые высокие каменные и растительные элементы размещают на заднем плане, при круговом обзоре — в центре. В террасном рокарий растения, высаженные на нижних плоскостях, не должны закрывать высаженные сверху. Крупные элементы желательно использовать в качестве симметричного обрамления. Так, высокий куст с краю на нижней террасе, будет «перетягивать внимание» и его размер, форму или цветовое пятно желательно «повторить» с другой стороны композиции. Вообще же при правильной организации террасного рокария акцентные точки должны располагаться более менее равномерно по плоскостям террас.

В зависимости от размеров рокария в нём могут быть высажены и относительно крупные древовидные и кустовидные растительные формы (например, стриженные топиарные фигуры, привитые штамбовые формы), установлены малые архитектурные формы в виде гротов, колонн, статуй, арок, пергол, визуально вытягивающие всю композицию в высоту.

Однако следует помнить присущий человеческому тазу принцип «золотого сечения»: при оптимальной компоновке «высокого» рокария соотношение его максимальной высоты к ширине должно быть около 5/8, а для «низкого» рокария — 3/8. Другие пропорции могут вносить диссонанс при восприятии рокария.

Грунт для рокария

При сооружении любого рокария садовод должен обеспечить высаженные растения достаточным количеством питательных веществ. В случае высотного рокария — на грунт, кроме того, возлагается функция создания определённой объёмной формы. Поэтому понятие «грунт» для рокария следует разделить на две составляющие: «питательный субстрат» и «механический субстрат».

Питательный субстрат составляют в соответствии с требованиями, предъявляемыми растениями. Интересно, что в пределах рокария можно создать композицию из растений, никогда не растущих вместе в природных условиях. Для этого сооружают «карманы» из камней, которые заполняют специфическими питательными субстратами (различающимися по кислотности, уровню питательных веществ и механических частиц). Однако в пределах одного такого «кармана» или одной террасы должны быть высажены растения, предъявляющие схожие требования к составу почвы.

Нецелесообразно применять чрезмерно плодородный субстрат, на котором растения будут интенсивно разрастаться и со временем — угнетать друг друга. Оптимальный состав «основного питательного грунта» (по объёму) следующий:

— 1 часть верхнего (в пределах 5 см) слоя лесной или луговой земли, освобождённой от корней. Этот компонент может быть заменен 0,5 части садового компоста или чернозёма;

— 0,5 части чёрного ольхового (верхового) торфа;

— 0,5 части суглинка (это может быть и «материнский грунт», взятый с садового участка, и красная или жёлтая глина, и даже озёрный или речной ил);

— 0,5 — 1 часть песка. Песок «облетает» субстрат и обеспечивает его сыпучесть. Добавлять песок следует постепенно, проверяя степень готовности субстрата (сжатый в горсти субстрат должен сохранять форму, но рассыпаться при лёгком щелчке).

Толщина (глубина) закладки питательного субстрата определяется потребностями корневых систем растений. Поэтому в случае равнинного или низкого рокария садоводу необходимо углубиться в материнский грунт и заменить его питательным субстратом.

Механический субстрат позволяет создать высокие композиции при оптимальной толщине слоя питательного субстрата. В качестве механического субстрата может быть использован щебень, гравий, песок, камни. Естественно, все эти материалы не должны содержать в избытке солей кальция. Однако применение только этих материалов приводит к излишней дренированности почвы и превращает рокарий в альпинарий с соответствующими требованиями к составу растений и уходу за ними.

Поэтому механический субстрат в обязательном порядке или «утяжеляют», смешивая его с глиной (зачастую это может быть «материнский грунт», вынутый при копке траншей, ям, колодцев), или поверх уже насыпанного и сформированного механического субстрата создают глиняный замок.

В высоких рокарных композициях типа «скала», «водный каскад», «горная гряда» и т.п. вначале сооружают каркас, имитирующий эти природные образования. Причём в зависимости от расчётного давления всей композиции на грунт определяют целесообразность закладки фундамента и рассчитывают его глубину.

Считается, что при давлении 0,5 т/м2 целесообразно заложить плавающий фундамент глубиной 20-30 см. При закладке рокария со значительной нагрузкой на крутом склоне производят предварительное его армирование, террасирование или сооружают подпорные стенки. В качестве материала для каркаса используют бутовый камень, кирпич, бетонные блоки и т.п. (искусственные материалы сверху обкладывают камнями). Элементы каркаса скрепляют крепким цементным раствором (соотношение цемента к песку должно быть 1:3), а при большой нагрузке армируют и даже добавляют клеящие присадки.

Лакуны и «карманы», образованные при выкладке каркаса, должны иметь дренажные отверстия для опока избыточной воды, выпадающей с осадками. После затвердения цементного раствора эти полости заполняют механическим субстратом (с учётом того, что поверх него будет выложен слой плодородного субстрата), который равномерно проливают и трамбуют.
В низких рокариях для создания небольших точечных возвышений (холмики, невысокие горки) можно использовать песок, который трамбуют и для предотвращения расползания — обкладывают камнями. Если же на такие возвышения планируют высадить растения с мощной корневой системой, то их сооружают из плодородного грунта. Для предотвращения его «расползания» используют камни.

Террасный рокарий

Террасный рокарий

Камни в рокариях

Камни в рокарных композициях являются основными элементами. Само слово «рокарий» происходит от английского rock — скала, утёс. Поэтому большую ошибку делают садоводы, позволяющие растениям в рокарий чрезмерно разрастаться и полностью или почти полностью закрывать камни.

Форма, размеры и качество камней, используемых для сооружения каменистых садов, — разнообразны. Здесь есть лишь одно ограничение — мягкие породы с содержанием большого количества извести или мела {солей кальция) применять не рекомендуется. Во-первых, они довольно быстро размокают и разрушаются под действием осадков. И, во-вторых, способствуют чрезмерному защелачиванию питательного субстрата.

Плитняк, бутовый камень, крупный щебень, валуны, даже осколки пенобетонных и бетонных блоков, битой посуды и облицовочной плитки могут быть использованы в качестве декоративных элементов рокария. Однако садовод должен представлять, как эти элементы будут сочетаться друг с другом и с высаженными между ними растениями.

В последнее время в декоративном садоводстве стало популярным использовать крупные каменные глыбы из туфа с кавернами, куда высаживают альпийские растения. Подобные большие «глыбы» можно создать и из бетона, который либо заливают в предварительно изготовленные формы, либо постепенно укладывают кучками прямо на нужное место.

При высаживании растений возникает необходимость как-то заполнить (закрыть) свободные участки грунта. Если этого не сделать, то питательный грунт, во-первых, будет вымываться при выпадении осадков и, во-вторых, засеваться сорными растениями.

В некоторых случаях на свободные участки грунта можно высадить почвопокровные растения. Однако следует учитывать, что эти растения потребляют большое количество питательных веществ и, быстро разрастаясь, начинают угнетать основные растения композиции. Поэтому более надёжный способ закрыть грунт — мульчировать его. При этом декоративные органические мульчирующие материалы: крашеную щепу, кору, скорлупу кедровых орехов, хвою и т.п. лучше не применять, так как они довольно быстро темнеют, пачкаются и даже начинают гнить, либо периодически производить их замену.

Не стоит применять и строительный керамзит, так как он подщелачивает почву. Целесообразнее пользоваться «каменными» материалами. Это могут быть галька и щебень различного размера, формы и окраски, гравий, гранитный отсев, мраморная крошка, куски смальты (цветного стекла}, битый красный кирпич и даже глиняные черепки и битая облицовочная плитка.

Не следует насыпать мульчирующий материал прямо на поверхность почвы, так как при выпадении осадков он непременно заилится и «уйдет» в землю. Вначале из геотекстиля (лучше чёрного цвета) вырезают куски необходимого размера и формы и укрывают ими свободные участки грунта. Нелишним будет прижать геотекстиль по краям небольшими камнями, создав подобие стенки, и уже потом засыпать мульчирующий материал. Такая стенка удержит его от расползания.

Если необходимо закрыть наклонный участок грунта, то после укрытия его геотекстилем стенки из камней выкладывают не только по краю, но и в середине геотекстиля, разбивая его таким образом на небольшие секции. При засыпке мульчирующего материала эти секции визуально сливаются, что создаёт видимость каменистой осыпи.

Последовательность работ при создании небольшого двухуровневого рокария

Последовательность работ при создании небольшого двухуровневого рокария

После согласования формы рокария из природных камней выкладывают на цементный раствор обрамление нижнего уровня, после чего снимают внутри дёрн и сооружают из песка дренажную основу второго уровня

Обрамление второго уровня рокария и засыпка плодородного грунта

Обрамление второго уровня рокария и засыпка плодородного грунта

Высадка многолетних растений в рокарий и сооружение небольшой плоской клумбы для однолетних цветов

Высадка многолетних растений в рокарий и сооружение небольшой плоской клумбы для однолетних цветов

Окончательный вид рокария с клумбой

Окончательный вид рокария с клумбой

Вид двухуровневого рокария через пять лет после его создания

Вид двухуровневого рокария через пять лет после его создания

Растения для рокария

Как уже было сказано ранее, рокарий — это не альпинарий и каких-то специфических требований к культуре растений, высаженных здесь, не существует. На практике зачастую это выражают так: «Хочу, чтобы было красиво, но чтобы за этим не ухаживать». Поэтому при обдумывании растительной составляющей каменистого сада садовод должен чётко представлять, сколько времени он готов уделять уходу за рокарием, и на основании этого подбирать растительный ассортимент по видам, формам, размерам, возрастам.

Ограничений по видовому разнообразию рокария нет. Более того, создавая разные микроэкосистемы, садовод может сочетать, казалось бы, не сочетаемые растения. Например, соорудив композицию в виде горного ручья, впадающего водным каскадом в небольшой водоём, может высадить влаголюбивые растения вдоль русла, а засухоустойчивые — на сухих каменистых осыпях.

Иногда у садовода возникают сомнения, что должно использоваться в качестве акцентной точки: вертикально растущее растение или крупный камень?

При решении этого вопроса нужно помнить следующее. Живые растительные элементы сада в процессе роста и развития постоянно меняются. Более того, у них меняются не только размеры и форма, но и фактура, и окраска. Какое-то время они покрыты цветами, которые после цветения вянут, листва их бывает то ярко-зелёной, то приобретает осеннюю окраску и, наконец, опадает. Элементы неживой природы — более стабильны (хотя они, конечно же, могут обрастать мхом, слегка темнеть или светлеть под действием солнца и осадков). Поэтому в композиции рокария они могут проигрывать активно растущим растительным формам.

Если в композиции рокария упор делают на крупные растения, то целесообразно отказаться от крупных каменных глыб, заменив их небольшими подпорными стенками или группами небольших камней, имитирующих выход горной породы, на которой «умудрились закрепиться» деревья и кустарники.

Если же садовод при создании рокария хочет подчеркнуть его фундаментальность, мощь, суровость, то акцент делают на каменных элементах. Растения подбирают небольшие и медленно растущие.

В композиции рокария важно сочетание хвойных и лиственных растений. Хвойные, особенно их стелющиеся формы, способны «обволакивать» камни, создавая зелёные, салатовые или голубоватые пятна, не меняющие окраски по временам года (у некоторых растений хвоя может буреть осенью}. Низкие лиственные кустарники выгодно смотрятся на фоне хвойных, но избыток хвойных «утяжеляет» композицию.

Внимательно следует подбирать почвопокровные растения. Камнеломки, молодила, очитки разрастаются даже по узким щелям между камней. Они хорошо дополняют композиции из низких хвойных и лиственных растений. Живучка, проломник, вербенник и т.п. разрастаются преимущественно по поверхности грунта. Наоборот, лиановидные почвопокровные растения, такие как барвинок или вьюнок, стремятся залезть на опору. Со временем они покрывают и камни, и другие растения.

Уход

Уход за растениями в правильно скомпонованном рокарий сводится к прореживанию, стрижке при чрезмерном их разрастании, прополке и профилактической обработке составами от болезней и вредителей. Подкормки могут быть рекомендованы в умеренных количествах и лишь когда наблюдается остановка роста растений. Излишнее стимулирование ростовых процессов не целесообразно.

Каменные элементы и мульчирующий материал (последний особенно на склонах) могут сдвигаться под действием больших масс снега, поэтому весной садоводу может быть придётся слегка подправить камни, подравнять щебень или гальку.

Рекомендуется укрывать всю поверхность рокария на зиму белым лутрасилом, который защитит растения как от вымерзания, так и от загрязнения при таянии снега. Это относится в первую очередь к высотным рокариям, не укрытым полностью снегом, либо когда снег на их верхней части интенсивно подтаивает или сдувается.

Кроме того, белый лутрасил препятствует сильному прогреванию почвы при зимних оттепелях, благодаря чему растения не просыпаются раньше времени.

ПОДЕЛИТЬСЯ:


Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Комментариев пока нет

Перейти к разговору

Комментариев пока нет!

Вы должны быть избранным, чтобы начать разговор.