Эксплуатация современной системы водяного отопления

Речь пойдет прежде всего о типичных мерах по повышению эффективности системы водяного отопления.

Типичный бойлер (водяной котел)

Рис. 1. Типичный бойлер (водяной котел), применяемый для отопления жилых домов на одну семью. Поскольку бойлеры бывают разных конструкций, разберитесь в руководстве по эксплуатации.

Не забудьте сначала прочитать руководство по эксплуатации фирмы-изготовителя. На рис. 1 показана упрощенная схема типичного бойлера. Взгляните на нее при чтении руководства по эксплуатации. На панели установлены приборы, показывающие температуру и давление воды. Аквастат поддерживает определенную температуру воды в бойлере, включая горелки при ее падении ниже эксплуатационной величины, которая обычно равна 83°С.

Предохранительный клапан не позволяет давлению в системе подняться выше определенного предела. Обычно его устанавливают на давление в 30 фунтов на кв. дюйм.

Расширительный бак принимает излишки воды, когда ее объем увеличивается при нагревании, вследствие чего не возникает избыточного давления в системе.

Редуктор пропускает воду в систему, когда давление в ней падает ниже установленной изготовителем величины, которая обычно равна 12 фунтам на кв. дюйм. В редукторе имеется обратный клапан, предотвращающий обратный ток воды в бойлер из трубо­провода горячей воды (пода­ющего).

Термостат включает горелки бойлера и циркуля­ционный насос, когда темпе­ратура воздуха в помещении падает ниже заданной ему величины.

Вот некоторые работы по уходу за системой водяного отопления. Прочитайте также руководство по эксплуатации фирмы-изготовителя.

1. Смажьте двигатель цир­куляционного насоса, если у него есть точки смазки мас­лом, не имеющим детергентных присадок.

2. Проверьте всю систему на утечки.

3. Осенью, при первом за­пуске системы удалите воз­дух из каждого радиатора и время от времени делайте это и зимой. Воздух в ради­аторах находится сверху, и его удаляют, открыв воздуш­ный (верхний) клапан ради­атора (рис.2).

Типичный клапан радиатора и теплообменника

Рис. 2. Типичный клапан радиатора и теплообменника для удаления воздуха из системы. Возможны и другие типы клапанов, отличающих от показанного на рисунке.

Когда из кла­пана начнет брызгать вода, закройте его. Держите у кла­пана емкость, чтобы со­брать воду.

В некоторых кон­струкциях установлены кла­паны с автоматическим сбросом захваченного воз­духа. Они закрываются, как только в них попадает вода. Желательно заменить кла­паны ручного управления на автоматические (рис.3).

Рис.3. Автоматический клапан для стравливания воздуха устраняет необходимость в регулярном удалении воздуха вручную.

4. Удалите пыль, свобод­ные минеральные отложе­ния и другие осадки из бой­лера, спустив воду из него.  Загляните сначала в руко­водство по эксплуатации. Эта работа выполняется следующим образом: отклю­чите энергию и подачу воды. Протяните шланг от дренаж­ного крана бойлера к месту сброса и откройте кран. (см. рис.1).

Откройте воздуш­ные клапаны радиаторов, расположенных выше дру­гих в доме, чтобы обеспе­чить поступление воздуха в систему и сброс воды. Уда­лив воду из системы, откро­йте запорный вентиль пода­чи воды и промойте систему. Промыв систему, закройте дренажный вентиль и напол­ните бойлер водой. Некото­рые сантехники рекоменду­ют снять при этом предохра­нительный клапан и залить через его отверстие в бой­лер ингибитор, т.е. средство, замедляющее скорость кор­розии. Продолжайте напол­нять водой систему, в то вре­мя как бойлер начнет нагре­ваться.

Если на бойлере ус­тановлен редуктор с обрат­ным клапаном, то он остано­вит подачу воды, как только бойлер наполнится. Если ре­дуктора нет, то проследите за наполнением по манометру, показания которого должны достигнуть величины, указан­ной фирмой-изготовителем в руководстве по эксплуатации. Затем стравливайте воздух из каждого радиатора, пока манометр не покажет вели­чину эксплуатационного дав­ления, указанного в руковод­стве для этого бойлера.

5. Иногда расширительный бак наполняется водой, и в нем остается слишком мало воздуха, в результате чего го­рячую воду начинает сбрасы­вать предохранительный кла­пан. Для обеспечения нор­мальной работы в этом слу­чае отключите бойлер от эле­ктрической сети, закройте  запорный вентиль подачи во­ды и дайте воде остынуть. За­тем сбросьте воду через дре­наж, установленный в нижней части бака. Когда вода пол­ностью из него уйдет, закрой­те дренаж и откройте вентиль подачи воды. Бак должен быть наполнен водой до по­ловины объема.

В новых системах на баке устанавливается клапан, ко­торый позволяет одновреме­нно и спускать воду, и откры­вает доступ воздуха в бак (рис. 4).

Чтобы удалить воду из расширительного бака,

Рис.4. Чтобы удалить воду из расширительного бака, отключите электроэнергию, закройте запорный вентиль подачи воды, подождите, пока вода охладится и затем откройте дренажный вентиль, который обеспечивает доступ воздуха в бак В системах, где такого вентиля нет, закройте вентиль под баком на линии, ведущей к бойлеру.

Поскольку имеется доступ воздуха, вода уйдет из бака. Если в системе такого клапа­на нет, вентиль под баком на линии к бойлеру должен быть закрыт и надо спустить всю воду из бака. Затем подайте воду в бак.

В расширительных баках другой конструкции между воздухом и водой установ­лена диафрагма (рис.5), бак соединен с воздухоотделите­лем, в котором установлен клапан для сброса излишнего воздуха. Когда давление воз духа падает ниже ус­тановленного мини­мума, вода подается через предохрани­тельный клапан.

Диафрагменный расширительный бак

Рис.5. Диафрагменный расширительный бак имеет гибкую резиновую диафрагму, которая реагирует на изменение давления, в результате чего изменяется количество воды и воздуха в баке.

Клапан на днище расширительного ба­ка подает воздух в во­здушное пространст­во бака. Если систе­ма теряет давление, то вряд ли это проис­ходит в диафрагменном баке: вероятнее всего, из нее уходит вода через один из вентилей или через уплотнение вала. По­этому сначала попы­тайтесь добавить во­ды в систему через вентиль водоподводящей трубы.

На многих бойлер­ных манометрах на­несена шкала альти­метра, т.е. прибора, измеряющего высоту по давлению воздуха. Определите высоту расположения радиа­тора, .установленного выше всех. По шкале альтиметра определите, какое должно быть дав­ление. Добавьте пять фунтов к этому давлению — и вы по лучите величину безопасно­го эксплуатационного дав­ления в баке. Если воздуш­ное пространство в баке те­ряет воздух, то либо он про­сачивается через ниппель­ный клапан велосипедного типа, либо это утечка в баке. Если утечка в ниппельном клапане небольшая, то надо поставить на него более плотную крышку. Если утеч­ка большая, нужен новый ниппель. Если утечка в баке, то его надо заменить. Дав­ление в баке можно повы­сить, установив автомати­ческое автомобильное уст­ройство для подкачки шин и соединив его с клапаном подсоса воздуха.

Если вы не знаете из-за чего происходит падение давления в системе: из-за бака или из-за утечки воды, лучше всего пригласить спе­циалиста по отоплению, чтобы он определил причи­ну и устранил ее.

6. Проверьте радиаторы и теплообменники, чтобы убе­диться, что они выставлены по уровню. Затем отрегули­руйте их положение так, что­бы они были слегка накло­нены в сторону отвода во­ды.

7. Если двигатель цирку­ляционного насоса стучит или двигатель работает, но вода не циркулирует, то, ве­роятнее всего, нарушен привод между двигателем и насосом. Для ремонта при­вода пригласите специали­ста.

8. Если дом не должен отапливаться в течение продолжительного времени зимой и система отопления отключается, то предвари­тельно надо спустить из нее воду, чтобы вода не замер­зла в трубах.

9. Периодически подни­майте проверочный рычаг на предохранительном кла­пане, чтобы убедиться, что он не заржавел и исправен. Если рычаг не работает, то предохранительный клапан надо заменить. При заме­не отключите бойлер и дай­те ему остынуть, и после этого можете снимать кла­пан. Не пытайтесь подкор­ректировать установку дав­ления предохранительного клапана.

10. Проверьте газоход от горелки до дымовой трубы. Все стыки должны быть уп­лотнены теплостойким ма­териалом, который вы мо жете купить в магазине строи­тельных материалов.

11. Очистите топку и газо­ходы от сажи. Откройте люки бойлера, чтобы получить до ступ к саже на по­верхностях нагрева бойлера. Почисти­те топку и поверх­ности нагрева про­волочной щеткой и удалите сажу пыле­сосом. Если вы бу­дете разбирать ды­мовую трубу для чистки, то предва­рительно пронуме­руйте секции, что­бы собрать ее пос­ле этого. Удалять сажу лучше всего в конце отопительно­го сезона.

12. Если при пер­вом включении сис­темы радиаторы не нагреваются, то, прежде всего, убе­дитесь, что их вен­тили открыты. Ино­гда воздушный кла­пан, открывающи­йся под действием давления, зараста­ет ржавчиной и не открывается. В таком случае воздух из радиатора не ухо­дит, и горячая вода в него не поступает. Сбросьте давле­ние в системе, отверните каждый воздушный клапан и вычисти­те их. Если чистки окажется недоста­точно, прокипятите клапан в сильном растворе стираль­ной соды. Если клапан и после это­го будет заедать, то замените его.

13. Количество тепла, отбираемо­го от радиатора, можно регулировать, изме­няя количество воды, посту­пающей в него. Такая регули­ровка производится венти лем, установленным на тру­бе, через которую вода пода­ется в радиатор.

14. Когда бойлер работа­ет, регулярно проверяйте давление по манометру ус­тановленному на нем. Под­держивайте давление, ре­комендованное фирмой-из­готовителем, которое обыч но равно от 20 до 30 фунтов на кв. дюйм. Чтобы повы­сить давле­ние в расши­рительном баке, добавь­те в него во­ды.

Будьте вни­мательны: не ‘переполняйте его. Если в си­стеме устано­влен диафра гменный бак, воспользуй­тесь автомобильным насо­сом для повышения давле­ния, подсоединив его к кла­пану подсоса воздуха из бака.

Давление воздуха в баке можно проверить автомоби­льным манометром. Для ре­гулирования этого давления пригласите техника.

15. Все поверхности, на которые воздейст­вует пламя горелки, очистите проволочной щеткой. Сажа скапли­вается в топке, дымо­вой трубе и на заслон­ке. Пылесосом удали­те свободную сажу из топки. Если в трубах появляется даже ма­ленькая дырочка, то такая труба подлежит замене. При чистке ра­ботайте в пылезащит­ной маске и защитных очках.

16. Летом наполните бак для горючего пол­ностью, что поможет предотвратить его коррозию и накопление влаги из-за конденсации.


ПОДЕЛИТЬСЯ:

Комментариев пока нет

Перейти к разговору

Комментариев пока нет!

Вы должны быть избранным, чтобы начать разговор.

Ваши данные будут в безопасности!Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.